Rambler's Top100
  Новости
  Место встречи
  О Кате
  ВЕХИ
  Фотоальбом
  Пресса
Репортажи, рецензии
Телепередачи
Радиопередачи
  Всячина
  Обратная связь
рус/eng
Русская версияEnglish version

   Пресса
«НАХОДИТЬ ЛУЧИ НАДЕЖДЫ И ОЗАРЯТЬ ИМИ ТЬМУ МИРА»

"Театральная афиша"
январь 2013












Впервые я увидела Екатерину Гусеву в спектакле «Учитель танцев». Ее игра отличалась легкостью интонаций, грацией, точностью наблюдений, удивительно органичным существованием в образе и изумительным проникновением в стиль и изысканный дух далекой эпохи. Мне захотелось посмотреть все ее театральные работы. Екатерине повезло играть в постановках, которые задают великие вопросы о том, как мы осмеливаемся любить, что есть любовь и насколько мы умеем любить. Каждая ее роль - это месседж, который приоткрывает тайну непознанного, недоговоренного, поэтому и возбуждает, и притягивает, и пугает одновременно. Она с одинаковым успехом справляется с ролями женщин, которых красиво любят, которых ненавидят и которым не хватает любви. Но больше всего Гусевой удаются героини, которых манит простая жизнь, таящая в себе первозданное счастье.

Чтобы оценить талант Екатерины Гусевой, советую посмотреть спектакли Театра им. Моссовета «В пространстве Теннесси У.» (Стелла), «Иисус Христос - суперзвезда» (Мария Магдалина), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (Люси Харрис), «Царство отца и сына» (царица Ирина). В театре «Московская оперетта» Гусева исполняет партию императрицы Екатерины в мюзикле «Граф Орлов».

- В нынешнем году Театр им. Моссовета празднует свой юбилей — 90 лет. На его сцене блистали такие корифеи, как Плятт, Раневская, Марецкая, Орлова. Ощущаете ли вы связь с легендарным поколением?

— В «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда» я выхожу на сцену из зрительного зала. В ожидании своего выхода прогуливаюсь по фойе, где стоят стенды с костюмами и фото из спектаклей, в которых играли Раневская, Плятт. Я иду вдоль стены, и с портретов на меня глядят Завадский, Бирман, Орлова... Я смотрю в их глаза, размышляю о них, и эти мысли словно камертон для меня. Они наполняют чувством ответственности, которое не дает возможности прожить роль неполноценно. К сожалению, в народной памяти об ушедших звездах остались в основном лишь анекдоты, афоризмы, байки — то, что наполняет бульварную литературу. А ведь это были благородные, глубоко мыслящие личности.

- В последние годы своей жизни Раневская жаловалась, что ей не хватает в театре трепета, а Плятт говорил об исчезновении в искусстве романтизма. Что еще утратил театр за последние годы?

— Милосердие. Мы все живем в абсолютном дефиците добрых чувств, в которых нуждаемся и без которых человек задыхается, как без воздуха. Казалось бы, это так очевидно, что сегодня, как никогда, театр должен нести в колючий, озлобленный мир доброе, светлое. Мне могут возразить, что театр — зеркало, поэтому отражает реальность такой, какая она есть. Мне кажется, предназначение художника в том, чтобы находить лучи надежды и озарять ими тьму мира. И я рада, что в моей жизни были наполненные безграничной любовью, романтизмом и трепетом спектакль «Учитель танцев» и мюзикл «Звуки музыки». Когда я сталкиваюсь с хамством и цинизмом, мне хочется побыстрее уйти, спрятаться, не погружаться в это. Пытаться бороться, исправлять кого-то — бессмысленно. Спасительным убежищем для меня являются моя профессия и семья. В какой-то степени известность тоже защищает меня от агрессии: когда люди меня узнают, они теплее ко мне относятся, улыбаются. Но если не узнают и ты для них просто прохожий, пассажир, покупатель, больной, в эти мгновения я ощущаю жизнь полноценно, без скидок на "человека из телевизора".

— Зло непобедимо?

— В этом мире — никогда. (Улыбается.) Иначе с чем тогда бороться человеку? В реальной жизни я прячусь от зла, а в своей профессии я борюсь с ним изо всех сил.

— Стивенсон, автор истории о раздвоении личности доктора Джекила, считал, что в каждом из нас существует несколько личностей и между ними всю жизнь идет борьба. А вы всегда в ладу с собой?

— В общем да. Я живу в гармонии с собой, мною движет здравый рассудок. Можно ли меня назвать цельной натурой? Не знаю. Но мне ни разу не случалось собирать себя по кусочкам. Наоборот, ради роли мне приходится разбирать себя, выводить из душевного равновесия. Мои роли — это вечный уход от себя. Я никогда не использую личный опыт в создании персонажа. Только фантазируя, я могу быть свободной и смелой на сцене. Поскольку у меня здоровая психика, то героини-неврастенички требуют от меня титанического усилия над собой. Честно, я не помню, чтобы я рвала и метала. Кого благодарить за это — гены, воспитание? Да и что такое воспитание? Дрессура. Покушал — скажи спасибо, погулял на улице — помой ручки, ложишься спать — пожелай спокойной ночи. Натуру ребенка можно корректировать — прививать навыки, манеры, но не более. Характер же наследуется. Мы с моей сестрой по характеру совсем разные, хотя воспитание у нас одинаковое. То же самое и с моим детьми — Лешей и Аней, которые оба Скорпионы, оба одного года по Восточному календарю, только с разницей 12 лет. Они похожи внешне, но характеры у них отличаются.

- Вы часто в интервью говорите, что дети - смысл жизни. Но разве ценность человека только в способности размножаться? В чем находит свой смысл бесплодная царица Ирина из «Царства отца и сына»?

 — Миссия женщины во все времена — в продолжении рода. Такой уж ее создала природа. И других функций у женщин вплоть до XIX века не было. Сегодня многим целеустремленным, сильным женщинам материнство даже мешает, и они его всячески избегают. Мужчины также хотят сбросить с себя бремя отцовства. И это тоже крайность. Я за золотую середину. У моей Ирины особая участь: все ждали от нее наследника престола. Продолжение рода у царских особ в первую очередь связано с политикой, так что любовь царя Федора и Ирины — исключение. Федор любит жену по-настоящему. У нас с Сухоруковым не было задачи сыграть неимоверную вселенскую любовь. Мы решили, что наши герои — единый организм, когда один без другого просто умрет. Стоит Ирине покинуть мужа хоть на минутку, случается беда, поэтому они и ходят всегда вместе.

— Ирина нянчится с мужем как мамочка. Кстати, отношения мать — сын часто встречаются именно у бездетных пар.

— Их любовь включает все: она объемна. Федор не подыгрывает Ирине, притворяясь ребенком. Многие историки писали, что он был слабоумным, наивным как дитя. Не странно ли, добрый, ласковый, по-детски радостный мужчина воспринимается как слабый, глупый человек? Почему Петр III считался слабоумным? Только потому, что играл в солдатики? Для меня Федор — блаженный. И эту детскость, искренность в нем царица и ценила больше всего. Мне кажется, их связывала не только дружба, но и телесная любовь. Некоторые ученые утверждают, что Ирина была умной, хитрой, сама принимала послов, решала важные государственные вопросы, а слабого мужа просто использовала. На самом же деле она отказалась от трона, который ей предложили после смерти Федора, приняла постриг и последние годы жизни провела в монастырской кельи.

- Какой бы спектакль вы порекомендовали посмотреть молодым людям, чтобы понять, что такое любовь?

— «Иисус Христос — суперзвезда». Там есть ответы на все вопросы. Для меня высшее проявление любви в заповеди "возлюби ближнего своего, как себя самого", то есть жить во благо другого человека. Земная, грешная Магдалина, встретив Иисуса, не смогла сразу найти к нему ключик. Только пройдя с ним часть пути, она понимает, что любовь — это не желание обладать, а возлюбленный не твоя частная собственность. Человек принадлежит миру. Любовь бескорыстна, она не требует ничего взамен. Работая над ролью, я думала, как же изобразить эту перемену в ней? В финале первого акта звучит дуэт Марии и Христа. Именно там я меняю регистр, позволяя голосу подняться к верхним нотам, чтобы через вокал открыть вертикаль к духовному преображению Марии. Прозрение делает Магдалину счастливой и свободной от ревности и обиды.

- В Ростове оскорбленные верующие обратились в прокуратуру с требованием запретить рок-оперу и добились-таки своего. Их претензии таковы: Иисус показан злобным, особенно в сцене, когда отбивается от нищих; он ведет себя слишком нежно с Магдалиной, будто они влюбленные; и, самое главное, Христос не воскресает. Были ли попытки атаковать постановку Театра им. Моссовета?

— Нет, на нас пока не было нападок. На самом деле я сама все время мучаюсь, мое православное мышление не позволяет мне свободно существовать в этом спектакле. У меня есть вопросы к автору либретто Тиму Раису: например, почему он игнорировал божественную сущность Христа? У него Иуда поет: "Ведь он не бог, а человек". И Магдалина вначале относится к Христу как к необычному, интересному парню. В православии такой подход просто немыслим. Кстати, ортодоксы никогда не считали Магдалину падшей женщиной. Это сугубо католическая трактовка. Нигде в священном писании не сказано, что Магдалина была блудницей. Но на картинах Рубенса, Тициана, Донателло, Пальмы, Лефевра Мария изображена кающейся грешницей, прикрывающей свою наготу распущенными рыжими волосами. Почему же полотна великих мастеров эпохи Возрождения не оскорбляют верующих, а «Суперзвезда» вдруг возмутила их до глубины души? Я бы так ответила на все нападки в адрес рок-оперы: в любом случае Христос прошел земной путь и был не бесплотным духом, не бесполым существом, а мужчиной. Именно это и придало смелость авторам постановки. Нашему спектаклю уже 20 лет. Многие зрители благодаря этой мистерии впервые прочли Евангелие, а некоторые даже пришли к вере.

— Для меня это еще и история об учителе и учениках. Были ли в вашей жизни люди, кардинально повлиявшие на ваше мировоззрение? Например, ваш муж старше вас на 10 лет. Обычно большая разница в возрасте между супругами подсознательно программирует отношения ученицы и учителя, не так ли?

— Володя во многом меня сформировал. Благодаря ему я стала сильной. Муж меня не оберегает, как ни странно, не жалеет, не запрещает, никогда ничего за меня не решает. Он меня верно направляет, говорит: попробуй. Не пытается вести за ручку, просто идет рядом, вернее, даже на шаг позади, пропуская меня вперед, чтобы я набиралась опыта. А если споткнусь, Володя подхватит и спасет.

- Вы, как никто, умеете через своих героинь раскрыть тайну семейного счастья, воскресить забытый смысл понятия "жена". Я видела множество «Трамваев», но именно на спектакле Театра им. Моссовета мне открылся смысл пьесы Уильямса.

— Дело в том, что за основу режиссер Юрий Иванович Еремин взял не перевод Вульфа, а заказал подстрочник пьесы и затем сам сделал литературную обработку текста. И вдруг привычный сюжет, характеры персонажей зазвучали по-новому. Обычно Стэнли изображают грубым чудовищем, а Бланш — высокодуховной, рафинированной эстеткой, страдающей от его вульгарности и желающей спасти свою сестру Стеллу, по глупости связавшую жизнь с этим монстром. Все режиссеры видели в Бланш жертву, а Еремин сделал ее нимфоманкой. Стэнли у него — любящий мужчина, ценящий домашний очаг, борющийся за свое семейное счастье.

— Но можно ли быть счастливой в интеллектуально неравном браке? Стелла воспитывалась в аристократической семье, у нее другой уровень культуры. Что может быть у нее общего с простым работягой?

— В этом и есть чудо любви, что девушка, которая жила в достатке, белоручка, вдруг так резко меняется, с утра до ночи хлопочет по хозяйству, стирает, гладит. Но при этом не стоит забывать, что Стелла не была женщиной изощренного ума, особо утонченной натурой. Она богата другим качеством — яркой женской природой, инстинктом материнства. Она уехала со своим гастарбайтером жить в вагончике, потому что полюбила, потому что чувствует, как бегут между ними "цветные огоньки", и ничего с этим поделать не может. С милым рай и в шалаше — это про нее. У нее редкий дар — находить радость в обыденности, простых вещах и не думать о будущем. Жить этим днем — в этом ее искусство. На примере Стеллы становится очевидно, что любовь не зависит от количества драгоценностей, счета в банке, положения в обществе. Для счастья одному человеку нужен всего-то другой человек, поэтому и быт ей не в тягость, и бедность ее не пугает. На свете не так много женщин, которые обрели семейное счастье. Взаимная любовь, когда ты находишь свою вторую половинку, — это Божий дар.

— И какие же подвиги надо совершить, чтобы заслужить это чудо?

— Господи, если бы знать!.. Тогда бы мы вели себя так, чтобы получить этот особый талант к любви. Но нет правил... Иногда кажется, что этот дар дается незаслуженно, случайно. Любовь в этом смысле похожа на смерть. Непонятно, почему праведник умирает от жестокой болезни, а злодей живет припеваючи до глубокой старости. Почему именно Стелла оказалась способной любить? Возможно, разность между сестрами объясняется отчасти и физиологией. Бланш охотится за чувственным наслаждением, в поисках удовольствия она дошла до солдат в казарме. А Стелла нуждалась в семейном счастье. Казалось бы, чего проще сыграть хорошую жену? Но как же тяжело мне далась моя героиня! У нее сложнейшая ситуация. Сестра обвиняет ее мужа в изнасиловании. В финале Стелла держит на руках младенца и спрашивает: "Ведь если я поверю в то, что Бланш мне рассказала, как же мне тогда жить-то со Стэнли?!". И меня просто разрывает от безысходности, от невозможности сделать выбор в пользу мужа или родной сестры. Как только ты выберешь одно решение, тут же тебя осаждают терзания, что надо было сделать по-другому. {Улыбается.) За эти мучения я и люблю экзистенциальную драматургию. Чаще всего я склоняюсь к тому, что моя Стелла смирится. Я вообще не считаю физическую измену катастрофой. Есть в жизни вещи и пострашнее, чем обиды и уязвленное самолюбие.

— Да, справиться с гордыней — это высший пилотаж. Я читала, что ваш путь к роли императрицы Екатерины в мюзикле «Граф Орлов» пролегал через изнурительный кастинг. Надо быть абсолютно без комплексов, чтобы на равных бороться за роль с армией начинающих актрис.

— Я сломала свою гордыню чуть раньше, на другом проекте. История началась с того, что после просмотра мультфильма «Красавица и чудовище» мой сын Леша сказал о Белль: "Мама, это ты!". Затем была поездка в Нью-Йорк, где я впервые попала на одноименный мюзикл. Во время представления душа моя рвалась на сцену, в сказочную реальность. Следующим знаковым событием стала поездка с сыном в парижский Диснейленд, где я купила себе брошку с портретом Белль. Когда я узнала, что этот мюзикл будет ставиться в Москве, мне ужасно захотелось сыграть в нем. Я отправилась на кастинг, приколов брошку к изнанке платья. Это был мой талисман. Леша верил в меня абсолютно и перед конкурсом ободрял: "Не волнуйся, тебя обязательно возьмут". На номерках у конкурсанток значились четырехзначные цифры! В жюри были исключительно иностранцы, которых ничуть не волновали твой статус, твоя популярность: они искали Белль. Пройдя через диснеевский отбор, мне уже совсем не было страшно идти на прослушивание в Театр оперетты. Правда, я пробовалась на роль самозванки и даже не мечтала о Екатерине. Она для меня, как и Белль, стала подарком судьбы.

— Либретто повторяет сюжет пьесы Зорина «Царская охота», где речь идет о любовном треугольнике Екатерина - Алексей Орлов - княжна Тараканова. Но ведь у реальной Екатерины была связь с братом Алексея - Григорием Орловым.

— Никто не знает всей исторической правды, тем более касающейся интимных отношений царей. Среди фаворитов Екатерины был и Григорий, и Алексей, организовавший переворот и возведший немку на русский трон. Зорин позволил себе художественную вольность и любовный квадрат заменил треугольником. Мне хотелось показать не исторического персонажа, а женщину со слабостями и страхами, сильную и хрупкую одновременно. Не могу дать царице однозначную оценку: в жизни не бывает черного и белого. Нет ни чистых ангелов, ни законченных стерв. Екатерина появляется в начале мюзикла затравленная, измученная, она только что подавила пугачевский бунт, и тут вдруг объявляется внучка Петра, претендующая на престол — опять Екатерину ждут интриги, битвы за корону.

- В итоге мюзикл, как сказка, заканчивается красиво и победоносно. А вы любите сказки?

— Конечно. Из моего детства у меня остались книжки, которые мне дарила бабушка. Когда-то я читала их сыну Леше, теперь Анечке. К сожалению, у меня нет времени почитать просто для себя. Больше всего меня тяготит начатая и до конца не прочитанная книга, поэтому за романы не берусь. Последний год я перешла на поэзию. В самолетах со мной всегда сборник стихов. Поэзия для меня как живая вода: она просветляет голову, будит фантазию и обогащает эмоциональную природу.


Мила СЕРОВА


 назад

 
 
© Александра Сухостат, Basil Pro
Последнее обновление 20/9/2021
Хостинг, поддержка и реклама: НЕТФОРТ
Rambler's Top100