«… Я б навеки пошёл за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить».
С.А.Есенин
Исторический детектив, 8 серий
Роль – Августа Миклашевская, последняя любовь С.А.Есенина
Режиссёр – И.Зайцев
Компания «Просинемапродакшн» при киностудии «Мосфильм»
2004г.
Содержание:
Создатели фильма попытались взглянуть на жизнь и творчество великого поэта через историю его трагической гибели. Фильм, построенный в детективном жанре, в виде расследования факта смерти поэта, частично основан на книге подполковника Эдуарда Хлысталова, в которой он доказывает: поэт умер насильственной смертью. Детективный сюжет фильма разбавлен любовными утехами, которых немало было в жизни Есенина.
Фильм приурочен к 110-летию со дня рождения поэта, которое будет отмечаться в июне 2005г. Действие будет происходить с 1915 по 1925 г., а также в предперестроечный период. Ведь именно в 1985 году следователь Хлыстов начинает расследование убийства С.Есенина.
Историческая справка:
Августа Леонидовна Миклашевская (1891-1977) актриса Московского Камерного театра, "женщина с задумчивыми глазами". В августе 1923 года произошла встреча Есенина с Августой. Вскоре Миклашевская стала счастливой соперницей А.Дункан. Кстати, танцовщица в свое время поразила ее неестественным видом: "Не женщина, а какой-то очень театральный король".
Новый 1924 год актриса Елизавета Александрова встречала в кругу близких приятелей. Позвонившая ей Айседора Дункан сразу же решила присоединиться, как только узнала, что среди гостей Лизы находится Миклашевская - та самая, которой Есенин посвятил цикл стихов "Любовь хулигана". Никому больше он не посвящал столько... Знала ли тогда Дункан, что непродолжительный и трогательный роман поэта с Августой уже закончился?
После разрыва с Дункан Есенин как-то навестил своего друга Анатолия Мариенгофа. Читали стихи о любви, а потом Сергей Александрович с грустью промолвил: "А у меня стихов про любовь нету. Все про кобыл да про телят. А про любовь - хоть шаром покати". - "За чем же дело стало?" - спросил Мариенгоф. "Для этого ж влюбиться надо. Да вот не знаю, в кого".
Не успели друзья договорить как к обеду вернулась жена Анатолия, со своей подругой Августой Миклашевской. Друзья называли первую красавицу камерного театра Гутей. Сергей Александрович рассматривал ее с нескрываемым изумлением. Давно вкусивший славы поэт был избалован женским вниманием, а тут неожиданно почувствовал себя робким юношей. Да и Гутя поначалу держалась с Есениным настороженно: она была наслышана о его грубых выходках. Но его искренность и доверчивая ребячливость растопили лед недоверия.
Они часами прогуливались по московским бульварам, заходили в кафе "Стойло Пегаса" на Тверской, и поэт, которого завсегдатаи привыкли видеть во хмелю, был с нею всегда трезв и застенчив. "Я с вами как гимназист..." - признавался он Миклашевской.
Как хотела бы она полюбить этого чуткого человека! И что за глупые россказни о есенинских кутежах и его бессцеремонности по отношению к женщинам: сколько дней они провели вместе, и никогда ни единого намека на неучтивость или грубость. Напротив, при каждом свидании он с улыбкой протягивал ей букеты разноцветных астр и целовал руки.
Проходили дни, и каждое новое стихотворение он тихо читал ей сам: "Дорогая, сядем рядом, / Поглядим в глаза друг другу. / Я хочу под кротким взглядом / Слушать чувственную вьюгу". Создавалось впечатление, что, проводя время с любимой женщиной, он страстно желал разрушить имидж хулигана и скандалиста и переродиться. Но иногда происходили сбои: Есенин приходил нетрезвый, и это очень печалило Августу. Она переживала и плакала. А язвительный Мариенгоф "утешал" ее: "Эх, вы, гимназистка! Вообразили, что сможете его переделать! Это ему вовсе не нужно!"
В один из свободных от спекатклей вечеров Августа Леонидовна пришла в кафе в сопровождении артистов, с которыми она работала. С ними был и Есенин, веселый, трезвый. Неожиданно, разыскивая Миклашевскую, появился ее бывший любовник Лощилин. Все его знали, а потому усадили за стол. Есенин тут же встал и и молча вышел. Вскоре он вернулся с букетом цветов, положил их на колени актрисе и, не сказав ни слова, приподнял шляпу - раскланялся.
"Мне хотелось встать и пойти за ним, все равно куда", - вспоминала Августа Леонидовна уже после смерти поэта. Но что-то удержало ее от импульсивного поступка. Возможно, не вполне угасшая любовь к Лощилину, отцу ее сына...
Встречи Есенина с Миклашевской становились все реже и реже. Уже были написаны все семь стихотворений, посвященных актрисе, которые Сергей Александрович объединил в цикл "Любовь хулигана" и включил в сборник "Москва кабацкая". Позже через друга он передаст ей экземпляр с автографом: "Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, выраженными здесь". Хотя их роман к тому времени уже исчерпал себя, ее бывший поклонник снова нанес ей визит 4 октября 1924г.
Звонок в дверь разбудил Августу в 8 утра. Но пороге стоял бледный и похудевший Есенин. Он увлек Августу на улицу, стал говорить, что его посылают лечиться в Италию и что он непременно поедет туда, но только в ее сопровождении. Они шли по улице и являли собой странную пару: у поэта на затылке цилиндр, на руках перчатки, а его спутница шла с непокрытой головой, в туфлях на босу ногу и в накинутом на халат пальто.
Дошли до цветочного магазина. И только тут Августа разгадала его уловку. Есенин купил ей корзину хризантем, отвез домой и со словами "извините за шум" исчез.
В последний раз Миклашевская видела поэта в ноябре 1925г. Актриса сидела дома у постели больного сына. Вошел Есенин, тихонько сел. Потом подошел к ним и сказал: "Это все, что мне было нужно..." Миклашевская с грустью посмотрела в след уходящему Есенину. Ей вспомнились строчки из посвященного ей стихотворения: "Ведь и себя я не сберег / Для тихой жизни, для улыбок. / Так мало пройдено дорог, / так много сделано ошибок".
Также в ролях: С.Безруков, А.Михайлов, О.Табаков, Н.Олялин, Г.Куценко, И.Безрукова, В.Безруков, Ш.Янг и др.
Фоторепортаж с ночных съёмок "Есенина"
Рассказ о ночных съёмках "Есенина" 5-6/09/04
|